История Калача-на-Дону

История Калача-на-Дону, год основания города, достопримечательности, гостиницы, развлечения, отзывы гостей города.

В Волгоградской области есть большое количество городов с интересной историей. Калач-на-Дону не стал исключением. Расположен город в излучине реки Дон, рядом с Цимлянским водохранилищем. Единственным документом, где есть конкретное упоминание о нем — данные народной переписи от 1 февраля 1874 года. Город берет свое начало в 1708 году. Изначально, возник он как хутор Калачевский (слобода Калач). Название происходит от слова «калач» - так называется крутая речная извилина вокруг острова. Но существует еще один вариант появления этого названия. Предполагается, что Петр I дал название хутору. Петр Великий остановился здесь на время, когда переводил флот из Воронежа в Азов. Местные жители угощали его калачом, царь велел назвать хутор в честь этого угощения.

Основным источником богатства казаков был скот, по большей части, лошади. Это заинтересовало калмыцкого князя Дундукова. Он был владельцем лучших пород скота, а его земли находились в нескольких десятках километров от Калача. Казаки относились почтенно к богатому соседу. Он подарил им несколько голов высокопородистого скота на племя и помог в строительстве домов, за что потребовал назвать хутор в честь него. Казаки приняли условия, хутор стал называться Дундуковым. Но через некоторое время в паре километров от Дундукова вырос новый хутор с прежним названием. Местные жители и сейчас называют Старый Калач Дундуковым.

Жизнь края изменилась со строительства сторожевой Царицынской линии в 1720 году. Казаки больше не боялись набегов татар и черкесов. Стены в соседних городах начинают разрушаться, но их уже не восстанавливают. Казаки начинают строить дома-курени, разводить сады и виноградники. В 30-е и 40-е года начали возводить деревянные церкви. С этого времени пришлые казаки не оседают в существующих городах и станицах. Все быстрее растет число хуторских поселений.

К середине XIX века увеличивается значение хутора Калач, где была построена пристань. Из Царицына сюда переводили лес, железо, из Нижнего Новгорода скобяные товары на Дон и в Ростов. Хотя в это время на Качалинской пристани товарооборот был выше, будущее оставалось за Калачевской. Требовалась железная дорога, которая бы соединила Волгу и Дон, Царицын и Калач.

Многие сейчас пользуются железной дорогой, которая соединяет Волгоград и Калач-на-Дону, но многие не знают, что она была одна из первых дорог в России. Попытки соединить Волгу с Доном предпринимались еще с XVI века, когда турецкий султан хотел усилить свое влияние на юге России. Позже Петр I приказал связать реки каналом и шлюзами по Иловле и Камышенке. Еще было предпринято несколько попыток соединить Волгу и Дон, Царицын и Калач.

Строительство железной дороги началось в 1859 году по проекту русского профессора путей сообщения П.П. Мельникова.

5 мая 1862 года состоялось открытие дороги. Подвижной состав Волго-Донской железной дороги состоял из 2 пассажирских паровозов, 8 товарных паровозов, 10 пассажирских вагонов (из них 1 императорский), 6 багажных вагонов и 341 товарных вагонов.

Изначально, паровозы были почти пустые, но несмотря на малочисленность грузов и людей, расходы на строительство железной дороги окупились достаточно быстро.

К 1868 году было перевезено более 25 тысяч пассажиров, включая военных и служащих. Главными грузами, которые перевозили был лесной товар, позже железный, хлебный, рыбный и мануфактурный.

Во время Сталинградской битвы Калач имел большое значение. Хутор был одним из самых важных объектов в обороне Сталинграда во время операции «Уран». Тогда, в августе 1942 года город был захвачен немцами. Но 23-го ноября Калач стал замыкающим элементом кольца, в которое попали войска Паулюса.

В 1951 году хутор Калачевский получил статус города и был переименован в Калач-на-Дону.

Калач-на-Дону
Дата основания: 1951 год
Население: 24 742 человека