История Северодвинска

История Северодвинска, год основания города, достопримечательности, гостиницы, развлечения, отзывы гостей города.

Земли близ реки Северной Двины известны с давних времен. Еще в ХI веке на этой территории появились племенные поселения, жители которых занимались рыболовством, а также охотой за пушным зверем. Вели торговлю добычей с англичанами и норманнами, пока резкое похолодание не перекрыло морской путь торговли.

В начале ХV века на далеких северных землях стал работать первый северный морской порт Русского государства, а примерно через пятьдесят лет возвели Николо-Карельский монастырь. Снова стала работать морская торговля с англичанами, из Англии шли оружие, сукно, обратным рейсом отправлялись лес, сало, меха.

В 1557 году Россия и Англия подписывают партнерские отношения в области торговли и в Британию от стен Николо-Карельского монастыря отправляется Осип Непея – первый российский посланник к Англии.

В середине ХVI века основной рекой в Русском государстве была именно Северная Двина, причем пальму первенства она держала вплоть до ХVII века, где ей на смену пришла Волга. В те времена именно через северные морские ворота в Россию стало больше поступать иноземных товаров. Петр Первый в 1722 году издает указ о необходимости сокращения импорта товаров, это приводит к постепенному снижению товарооборота в северном крае и некогда процветающие земли становятся обычным отдаленным и забытым уголком России. Но даже в те нелегкие времена, Северная Двина была главной водной артерией, которая соединяла центр Российской Империи со Старым Светом и далекими арктическими землями.

В середине тридцатых годов двадцатого столетия, когда назревал вопрос о возможной военной угрозе, руководство страны приняло срочное решение о строительстве мощного флота на северных рубежах Родины.

С тех времен и берет начало славный ныне город Северодвинск. Строителями города были комсомольцы и политзаключенные. Они в июле 1936 года приплыли к берегам уже заброшенного Николо-Корельского монастыря. Поселившись в бараках, в нечеловеческих условиях рабочие уже к ноябрю 1936 года построили железную дорогу в 50 километров. Вскоре по ней пустили грузовые вагоны. В это же время начинается возведение огромного судостроительного завода, крупнейшего в России. На фоне него строится и поселок для рабочих, названный по назначению строительсва Судострой. В конце тридцатых годов поселок разросся и Указом президиума Верховного Совета в 1938 году стал городом Молотовском. В довоенное время в Молотовске проживало порядка 40 000 человек.

Великая Отечественная Война отняла у Молотовска около 4000 молодых людей. Именно столько жителей не вернулось с полей сражений. Всего же из городского населения на службу Родине было направлено 14 тысяч человек. Женщины и подростки в то время без устали стояли у станков, изнеможенные голодом и холодом, люди из последних сил делали бомбы и снаряды с надписью «Подарок Гитлеру». Особый вклад в транспортировку грузов внес построенный с «нуля» за несколько месяцев Молотовский морской порт. Он стал намного удобней существовавшего ранее Архангельскго порта и многие грузы стали обрабатываться именно в нем.

В Северодвинске построен мемориал «Скорбящая Мать - Родина», в честь солдат и офицеров, погибших в госпиталях города от ран, полученных на фронтах войны. Ежегодно в день празднования Великой Победы к мемориалу стекаются тысячи жителей.

В 1957 году город получил нынешнее название, став из Молотовска Северодвинском.

В последние десятилетия двадцатого и начала двадцать первого веков город стал значительно больше, и численность населения возросла до 240 тысяч человек.

Нынешний Северодвинск - крупный центр промышленности Севера Российской Федерации. Он является основной базой для строительства и ремонта подводных судов, в том числе атомных подводных лодок. За годы создания АПЛ северодвинскими специалистами создано около 130 подлодок.

Северодвинск
Дата основания: 1936 год
Население: 188 539 человек